Н. Ампилогова, д-р техн. наук, Л. Яшина, канд. техн. наук, ФГУП «ННЦ ГП-ИГД им. А.А. Скочинского»
Как сэкономить миллион. Снижение расходов на конвейерный транспорт в добывающей промышленности
Перевод устаревших видов транспорта на отвечающие современным требованиям технического прогресса ленточные конвейеры помимо положительных результатов приносит ряд проблем. Мы предлагаем несколько способов, позволяющих существенно снизить расходы на конвейерный транспорт.
В российской экономике наблюдается устойчивый рост энергопотребления, причем в топливном балансе увеличивается доля угля. Интенсификация процесса добычи угля, как и других полезных ископаемых, означает увеличение грузопотоков и необходимость совершенствования транспортных средств. Наиболее производительным и экономически выгодным средством грузоперевозок на предприятиях добывающей промышленности являются конвейеры. Им свойственна высокая пропускная способность, надежность, они не требуют больших капитальных вложений на оборудование трассы, могут применяться при разных углах наклона выработок и при разной геометрии трассы. На открытых разработках, в шахтах по добыче угля, рудных и нерудных полезных ископаемых наибольшее распространение получили ленточные конвейеры. Исключительно важное значение имеет проблема их безопасности.
Безаварийность ленточных конвейеров особую остроту приобретает в подземных выработках, характеризующихся такими неблагоприятными условиями, как ограниченность пространства, пучение почвы и кровли, подвижность стенок выработок, засорение трассы транспортировки. Большой риск привносит шахтная атмосфера, насыщенная взрывоопасной угольной пылью и метаном. По статистике, ежегодно на ленточных конвейерах случается до трети всех подземных пожаров. Безопасность эксплуатации ленточных конвейеров во многом зависит и от соблюдения технологической и трудовой дисциплины, квалификации персонала.
Качество и исполнение ленты транспортера также определяют безопасность и надежность ленточного конвейера. Обрывы стыковых соединений, пожары из-за ее возгорания являются причинами простоя конвейеров, и предприятия несут при этом большие убытки. Решением Госгортехнадзора России еще в 1994 г. выдвинуто требование использовать в угледобыче только трудносгораемые конвейерные ленты. Ленты, поступающие на шахты, имеют в настоящее время только это исполнение, однако замена старых трудновоспламеняющихся находящихся в эксплуатации лент еще не завершена.
Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ от 21.07.97 г. «О техническом регулировании» после введения в действие технических регламентов статус многих государственных и отраслевых стандартов как обязательных для производителя будет утрачен. В этой ситуации эффективным рычагом управления безопасностью и качеством приобретаемых конвейеров и их комплектующих, в частности конвейерных лент, могут стать стандарты организаций. Разработчик стандарта организации исходя из собственных нужд имеет возможность сам формулировать требования к продукции и ориентироваться на них при закупках и эксплуатации конвейеров. К разработке стандартов организаций уже приступили некоторые ведущие угледобывающие компании.
Результативной мерой обеспечения безопасности конвейеров является входной контроль конвейерных лент. Испытательная лаборатория конвейерных лент, эластомеров, полимеров и изделий из них ФГУП «ННЦ ГП-ИГД им. А.А. Скочинского» разработала методику входного контроля (оценки качества) конвейерных лент для угольных шахт. Методика внедрена на ОАО «Уралкалий», где организуется специальная лаборатория входного контроля.
Замена в угольных шахтах трудновоспламеняющихся лент конвейеров на трудносгораемые ведет к их удорожанию, но есть вполне реальная возможность компенсировать часть затрат. Для этого при закупке лент необходимо ориентироваться не только на их цену, как это практикуется повсеместно, но стараться просчитывать все расходы по их эксплуатации.
Только на одном конвейере, если применить ленту той же прочности, но более рациональной конструкции, можно экономить электроэнергии на транспортировку свыше 100 000 кВт в год
Одним из способов компенсации дополнительных расходов при закупках лент является сокращение расхода электроэнергии на транспортировку. Для этого надо снизить массу ленты. Особенность трудносгораемых лент – более высокая масса, чем у трудновоспламеняющихся лент с тем же каркасом и той же толщиной обкладок. Это объясняется высокой плотностью хлоропренового каучука, применяемого для резин обкладок трудносгораемых лент. Во многих случаях снизить массу ленты возможно, если точными расчетами установить оптимальную для конкретного конвейера конструкцию ленты и ее прочность. В институте им. А.А. Скочинского разработана компьютерная программа расчета ленточных конвейеров, позволяющая подбирать оптимальный вариант ленты для заданных условий эксплуатации. Расчеты, выполненные специалистами института для ряда шахт, показывают, что случаи, когда на недогруженных конвейерах применяют ленты со слишком высоким запасом прочности или нерациональной конструкции, нередкие. О размерах возможной экономии энергозатрат при замене многопрокладочной или резинотросовой ленты на малопрокладочную той же прочности говорят данные табл. 1.
В табл. 1 в качестве примера даны результаты расчетов для трудносгораемых лент шириной 1000 мм на конвейере длиной 1000 м: пятипрокладочной прочностью 1000 Н/мм с прокладками из ткани РА200, двухпрокладочной той же прочности с прокладками из ткани ЕРР, резинотросовой St 2000 прочностью 2000 Н/мм и монопрокладочной поливинилхроридной такой же прочности, что и резинотросовая.
Типичные значения массы 1 м2 каркасов и обкладок, а также толщины обкладок выбраны на основании опытных данных. Из таблицы видно, что только на одном конвейере за счет применения ленты той же прочности, но более рациональной конструкции получается экономия энергозатрат на транспортировку свыше 100 000 кВт в год. Если же вместо ленты, прочность которой порой многократно выше необходимой, установить ленту, соответствующую тяговому усилию и рациональной конструкции, то годовая экономия энергозатрат на конвейере достигает сотен тысяч киловатт.
Как показывает опыт ведущих мировых и европейских производителей лент, стоимость лент на хлоропреновом сырье можно снизить, если подойти дифференцированно к потребностям покупателей этих лент и минимизировать требования к лентам.
Содержание антипирена в лентах колеблется в весьма широком диапазоне. Варьируя содержание добавок, от которых зависит цена резины, можно добиваться оптимального сочетания показателей пожарной безопасности, устраивающих заказчика, и стоимости ленты. Предположим, заказчику надо, чтобы для магистрального конвейера в опасной по газу и пыли выработке была изготовлена лента с самыми высокими характеристиками безопасности, а для нестационарных конвейеров – с меньшим содержанием антипиренов, зато более дешевая. Завод сможет разработать необходимую рецептуру резиновой смеси для каждого заказа. Именно так поступают лидеры в производстве конвейерных лент.
Окупаемость расходов на конвейерную ленту во многом зависит от ее качества. Для сравнительной оценки уровня качества лент в институте им. А. А. Скочинского разработана специальная методика и компьютерная программа расчета комплексного показателя качества. Сущность методики состоит в следующем. Чтобы отличающиеся по многим параметрам ленты можно было корректно сравнивать, для них определяют единичные показатели качества (П). Для некоторых показателей чем меньше значение, тем выше уровень качества ленты (показатели-минимумы), например, относительное удлинение при рабочей нагрузке, потери объема при истирании, время горения после вынесения из пламени спиртовой горелки, поверхностное электрическое сопротивление, масса ленты. Для других – чем выше значение, тем выше уровень качества ленты (показатели-максимумы): прочность ленты на разрыв, прочность связи между элементами конструкции, кислородный индекс и др.
Эффективно управлять безопасностью и качеством конвейеров помогут стандарты организаций
Для каждой ленты рассчитывается стоимостной критерий С (стоимость месяца работы ленты) по формуле С = Ц/Тгар, где Ц – цена ленты, тыс. руб.; Tгар – гарантийный срок службы ленты, мес.
Для каждого единичного показателя качества П определяется его удельное значение g = П/С. Удельные значения сводят в таблицу. В каждой строке, характеризующей показатели-минимумы для разных лент, выбирают наименьшие значения. В каждой строке, характеризующей показатели-максимумы, выбирают наибольшие значения. Выбранные таким образом минимальные и максимальные значения принимают за базовые.
Совокупность базовых показателей и характеризует некую эталонную ленту с наилучшими показателями качества в группе представленных лент. По этим базовым показателям для каждой ленты рассчитывается комплексный показатель качества Ккач. Лента с самым большим комплексным показателем качества наиболее приближена к эталону и является наиболее совершенной из сравниваемых лент. В качестве примера приведем расчет комплексных показателей качества для лент А, Б и В по характеристикам, данным в табл. 2.
Лента А: стоимостной критерий С = 2/ 42 = 0,05; удельные значения единичных показателей качества: gl = 2,5/0,05 = = 50,0; gv = 200/0,05 = 4000; gки = = 32/0,05 =6 40.
Лента Б: С = 0,04; gl = 50,0; gv = 5750; gки = 737,5.
Лента В: С = 0,04; gl= 45,0; gv = 5375; gки = 715.
Базовые (наилучшие по каждому параметру) показатели: gl = 45,0; gv = 4000; gки = 737,5.
Комплексные показатели качества для ленты А КкачА = 0,93; для ленты Б – 0,95; для ленты В – 0,93. Таким образом, наивысший комплексный показатель качества получен для ленты Б. Она и является лучшей из сравниваемых.
Оптимизировать расходы на приобретение нового оборудования поможет лизинг
Итак, лучшая из предложенных лент определена, это позволит предприятию сэкономить средства по обслуживанию конвейера. Однако возможно еще больше оптимизировать расходы на новое оборудование. Для этого используют лизинг. Существует два вида лизинга – финансовый и оперативный. При получении финансового лизинга, являющегоcя формой кредита, по окончании срока договора и выплаты соответствующих платежей лизингополучатель имеет право выбора одного из трех возможных вариантов: покупка оборудования по заранее оговоренной остаточной стоимости; заключение нового лизингового соглашения, как правило, на меньший срок по льготной ставке; возврат лизингодателю арендованного оборудования. При оперативном лизинге арендные платежи не идут в зачет будущей покупки, предоставление оборудования по существу является формой проката.
О выгодности лизинга при приобретении машин, оборудования и транспортных средств говорит тот факт, что в западноевропейских странах на долю этой продукции в общем объеме лизинга движимого имущества приходится около 70%. Финансовый лизинг дает возможность получить дорогостоящее оборудование без крупных начальных вложений. Привлекательность лизинга заключается и в возможности оплаты лизинговых платежей сырьем или продукцией, произведенной на этом оборудовании. Лизинг выгоден не только клиентам с ограниченными финансовыми возможностями, но и богатым предприятиям: при определенных налоговых условиях им обеспечено получение экономических льгот.
В международной и российской практике лизинг распространяется главным образом на основные средства. Однако его можно считать весьма перспективным и при приобретении некоторых дорогостоящих видов расходных материалов с длительным сроком эксплуатации, примером которых являются конвейерные ленты. В данном случае лизингодатель, заключая договор о финансовом лизинге, получает возможность увеличить объемы реализации дорогостоящей продукции, расширить круг заказчиков, увеличить совокупную выручку и другие преимущества.
Просчитывая все расходы на конвейер и его комплектующие, изыскивая возможность снизить эти расходы, контролируя безопасность и качество приобретаемого оборудования, используя экономически выгодные современные формы взаимоотношений между поставщиком оборудования и его покупателем, можно добиться успехов в техническом перевооружении шахтных ленточных конвейеров и решить многие проблемы, возникающие в процессе их эксплуатации.